Параллелопластический осколок слоносознания

Йоль - это праздник зимнего солнцестояния. Дата его празднования - или 13 дней (и ночей) с кануна зимнего солнцестояния (Г. Бедненко "Праздники и ритуалы", "Йоль"

Само название Йоля (Yule) происходит от скандинавского "iul" и "hjol", кельтского "hweol" и означает, кажется, "колесо", праздник Йоля отмечает очередной поворот колеса года, возвращение силы. Есть и другие версии названия, связывающие праздник и с Одином и одним из его имен - Йольмир, и даже с Юлием Цезарем.
Позволю себе небольшое лирическое отступление и напомню финальную часть циклического мифа о боге и богине: на Самайн бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов - богиня-старуха, воплощение смерти и разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым.
На Йоль приходит пора родов, - ночь, предшествующая дню солнцестояния называется Модранехт, - материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей, - и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, олицетворяя принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса. В ту же ночь новорожденный Бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает его, а с его победой начинается светлая половина года.
Если говорить о скандинавской и англо-саксоской традиции,
По традиции «Йоль» длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.
В древности у англосаксонских племен «Йоль» начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи».
Однако самая важная ночь праздника «Йоль» - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…
Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.
Йольские ритуалы и гадания
Считается, что Йоль - это время переосмысления и просветления, время приобщения к новым тайнам и знаниям. Отсюда - традиция зимних гаданий (о которых потом). Также считается, что в это время человек способен осознать свое место в мире, увидеть его по-новому. Как пояснил умный Археолог - это праздник возвращения от смерти к жизни, изменения и возрождения. Будто вы никогда не обещали себе: "в новом году измениться"...
Желания, загаданные в зимние праздники, сбываются, только часто несколько необычным образом.
Свечи, бенгальские огни или огни зимнего солнцестояния?
Важняя традиция зимнего праздника - свечи, фейерверки, бенгальские огни. В отличие от летних празднований вокруг костра на открытом воздухе, огни зимнего солнцестояния горят в основном в домах... Как правило, это большие яркие свечи (например, красные). Вообще, огонь, наверное, символизирует перерождение солнца, поворот к весне, защиту от зла. Среди традиций было и зажигание большой свечи, которая горела с утра и до полуночи (если она прогорала раньше, считалось, что это дурной знак).
И что может быть радостнее огня в очаге в темную и холодную зимнюю ночь… Фрезер в "Золотой ветви" описывает европейскую традицию святочного полена (как правило, дубового, но оно могло быть и ясеневым, и буковым), вырубание которого и внесение его в дом производилось с большим пиететом, поджигал его в очаге глава семьи, и оно постепенно прогорало. Иногда в огонь подливали немного бренди или вина, бросали крошки хлеба и зерна кукурузы, монетки. Потом такие монетки отдавали детям на счастье (Д. и С. Копф). Пепел и головешку такого полена хранили и после следующего праздника, когда прогорало новое полено, пепел старого полена разбрасывали по полю в течение 12 дней, чтобы обеспечить урожай. В Германии обуглившееся полено хранили и в случае грозы клали обратно в очаг – считалось, что в дом, в очаге которого горит рождественское полено, не ударит молния. (Можно посчитать, что это связано с тем, что дуб - дерево божества грозы). Считалось также, что головня от такого полена предохраняет дом от грозы и нечисти (и от ведьм тоже :-), может лечить болезни у людей и скота, обеспечивать урожай. В Англии, где также существовал обычай святочного полена, считалось, что зажигать новое полено нужно от остатков головни старого. Этот обычай сохранился местами в Восточной Европе (у сербов, албанцев).
Также забавно, что Йольское полено до сих пор присутствует и на праздничном столе - в виде украшенного цветами и листьями шоколадного рулета
Кстати, некоторые считают, что украшение елки свечами – по сути опять же замена Йольского полена, украшенным огнями Йольским деревом (которое следовало сжечь после праздников). Согласно другой точки зрения ель - лунный, женский символ, как дуб - символ мужской и солярный, они не заменяют друг друга.
В лесу родилась Йолочка? (или При чем тут елка?)
Вносить в дом на зимнее солнцестояние вечнозеленые деревья и украшать их начали еще римляне. Есть версия, что елка, украшенная яблоками и орехами символизирует "райское дерево" (хотя в раннем христианстве, обычай внесения и украшения дерева, мягко говоря, не поощрялся, и даже запрещался в Европе, но впоследствии был принят).
Такое дерево также символизирует жизнь и выживание, особенно в холодном климате, когда все другие деревья стоят голые и сонные, оно символизирует плодородие и бессмертие. Другие символы зимних праздников – омела, которая не только сохраняет зимой зеленые листья, но и растет не касаясь земли, и падуб (остролист), плющ. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела - белыми.
Как пишет П. Кампанелли "Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его. В Америке обычай украшения елки широко распространился лишь после 1841 года, когда королева Виктория велела нарядить новогоднюю елку в Виндзорском дворце.
Еловые же шишки в западном фольклоре часто были символами фей хвойных лесов (в сказках часто собранные шишки превращались в монеты).
Виккане вешают на Йолочку письма со своими желаниями.
Мишура и игрушки также можно соотнести с образами луны, солнца и звезд небесных. "Дождик" - как символ дождя - опять же будет символом плодородия.
Уместны будут и шишки и желуди (символы опять же дуба).
Если говорить о всеми нами любимых шариках и сосулечках, они тоже не просто так висят. Как пишет та же П. Кампанелли о шарах, "Столетиями их использовали для защиты от «дурного глаза». Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения, они возвращают их «отправителю». Маленькие шарики размером в два-три сантиметра, надеваемые на цепочку и носимые на шее, служат великолепными защитными амулетами, хотя и могут выглядеть странно, если надевать их не во время святок.В качестве елочных украшений в период зимнего Солнцестояния эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца.
Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей."
@темы: Шизотерика